Годовой отчет Рыбаков Фонда 2020
«Наш ответ вызовам пандемии в области образования»
Next slide
Previous slide
Годовой отчет Рыбаков Фонда 2020
Next slide
Previous slide
«Наш ответ вызовам пандемии в области образования»
Флагманские проекты
Партнерские проекты
Экосистема Рыбаков Фонда
1
3
4
1
3
4
Фандрайзинговые проекты
2
2
Флагманские проекты
Экосистема Рыбаков Фонда
Весенняя школа Рыбаков Фонда
Флагманские проекты →
Наша команда встретила пандемию в разгар подготовки Весенней школы — большого офлайн-события для победителей конкурса «Школа Рыбаков Фонда» со всей России, которые стали известны в декабре 2019 года. Напомним, по итогам конкурса 20 школьных команд получили по 500 тыс. рублей на развитие школы, а 50 лучших учителей – по 50 тыс. рублей на реализацию профессиональных или личных планов.

Мы на себе ощутили, с какими трудностями карантина столкнулись школы и семьи. Ведь нам пришлось перестраивать всю программу школы и многому учиться на ходу.
«Мы решили не отменять и не переносить Весеннюю школу, а сделать полностью дистанционной — то есть, по сути, создать заново. Потому что когда речь идет об образовании, перейти в дистант — не значит перенести офлайн-активности в гаджет, а значит создать новые формы и пересмотреть содержание. Это мы и сделали вместе с нашими партнерами буквально за месяц»
Екатерина Рыбакова
президент, член совета и сооснователь Рыбаков Фонда
Весенняя школа Рыбаков Фонда стала самой масштабной образовательной онлайн-программой по развитию школьных сообществ и компетенций учителей
Мы разработали программу школы вместе с Geek Teachers и образовательным бюро «Розетка» — знаковыми командами в мире современных образовательных технологий.
1 мая в формате онлайн-праздника прошло закрытие Весенней школы. Церемонию вела Тутта Ларсен, специальными гостями стали учитель-блогер Андрей Федотов и ученый с мировым именем Михаил Гельфанд: их выбрали голосованием сами участники школы.
«Школа Рыбаков Фонда»: конкурс-игра с гран-при в 1 млн рублей
24 дня
6-30 апреля
7 часовых поясов
от Калининграда до Улан-Удэ
261 человек
из
38 регионов России
13 000 сообщений, 200 видеоконференций
На Весенней школе учителя, директора школ, ученики и родители получили поддержку, которая была очень нужна в период перехода на дистанционный формат и адаптации к карантину, когда многие чувствовали растерянность, фрустрацию, панику. Участники из разных школ и городов налаживали связи, делились опытом. Развивали лидерские качества.
Учились вести школьные соцсети вместе с ЭйДжеем, писать эффективные письма потенциальным партнерам вместе с Максимом Ильяховым. На практике осваивали онлайн-инструменты: Facebook Workplace, Zoom и Padlet. А еще играли, веселились, устраивали неформальные чаепития: было важно создать атмосферу праздника и доверия.
История
Наталья Светлакова, заместитель директора школы №7, г. Камышлов, Свердловская область
Наша команда участвовала в Весенней школе Рыбаков Фонда: работала на мастер-классах, осваивала цифровые сервисы, но главное, создавала программу развития школы и сообщества: по ее итогам мы реализуем инновационный проект «Школа — культурно-образовательный центр микрорайона». Планируем запустить лабораторию наставничества, чтобы на базе нашей школы педагогическое сообщество города обменивалось опытом.
Во время дистанта благодаря нашему куратору в Весенней школе Максиму Иванову мы запустили проект «Письмо знаний». Это большая поддержка родителям, у которых нет связи или ноутбуков.
Мы установили в школе ящик и оставляли для родителей комплекты материалов и заданий от педагогов и письмо поддержки директора школы, а родители возвращали на проверку готовые задания и клеили на них смайл. Давали обратную связь.

Вообще Весенняя школа научила, что нужно обязательно собирать обратную связь. Теперь мы проводим онлайн-опросы родителей, чтобы узнать, чего они ждут от нас и как готовы участвовать в жизни школы.
Стали анкетировать и педагогов: напиши пять коллег, кого бы ты хотел поблагодарить и за что?
Чем можешь быть полезен другим?
Мы уже видим: один может научить работать на компьютере, другая — помочь составить документы на конкурс и так далее. Хороший метод!
Для меня Весенняя школа — это перезагрузка. Когда работаешь внутри города — это одно. А когда педагоги со всей страны передают опыт — совсем другое. Глоток воздуха и огромное желание двигаться дальше.
История
Наталья Иванова, учитель истории школы № 59, г. Чебоксары, Чувашская Республика
Весенняя школа 2020. Три недели креатива, прокачки своих скилов и развития нового проекта, являющегося продолжением двух предыдущих.
Консультации с экспертами и финальный питч. Насколько эта работа мне помогла, не передать словами.

Здесь никто не ставил оценок, наоборот, была исключительная поддержка каждого участника, мотивирующие комментарии, вдохновение и радость! После данного мероприятия хотелось творить и работать дальше!
На Весенней школе 2020 мы действительно стали сообществом, где каждый смог раскрыть разные грани себя, получить вдохновение от общения с коллегами и наставниками, сделать рывок.
Конкурс «Школа Рыбаков Фонда»
В 2020 году, во время пандемии, нам предстояло придумать и запустить конкурс с радикально новой для сферы образования концепцией — конкурс-игру с практическими заданиями и с гран-при в 1 млн рублей. Но вначале нужно было решить другую задачу: как в условиях самоизоляции провести Весеннюю школу — большое образовательное событие для победителей предыдущего конкурса.
2 трека: для учителей и для школьных команд
Пандемия и дистант подтолкнули нас обновить формат нашего конкурса: сделать его более открытым, увлекательным, объединяющим людей, приближенным к реальности, совмещающим офлайн и онлайн. И еще сделать так, чтобы прямо во время конкурса участники создавали что-то новое и получали результат от своих усилий.

Так появился конкурс-игра «Школа Рыбаков Фонда» с радикально новой для сферы образования концепцией. Мы создали систему игрофикации, которая опирается на опыт построения сообществ в российских и зарубежных школах. Цель – чтобы как можно больше школ создали сообщество, которое сделает школу сильнее и наполнит ее реальной жизнью, поможет привлечь дополнительные ресурсы и откроет новые образовательные возможности для каждого.
Новый конкурс-игра «Школа Рыбаков Фонда»: что в нем особенного?
бумажные заявки



эксперты


отчеты и документы


«победители» и «проигравшие»


фильтры на вход
реальные практические задания от чат-бота, цель которых – сформировать школьное сообщество, найти партнеров и ресурсы, создать план развития школы

игровые баллы — кристаллы: чем больше баллов, тем больше призов и шанс на гран-при

публичность и прозрачность: обо всем, что происходит с ними в конкурсе, участники рассказывают в соцсетях

все участники прямо во время игры получают результат от своих усилий, запускают изменения в школах своими руками, находят друзей, взаимодействуют друг с другом — и это победа каждого

участвовать может любой, кто хочет сделать свою школу сильнее: представители администрации и учителя, ученики и их семьи, выпускники школы и партнеры.
В итоге резко выросло число «прокачанных» школьных сообществ
20 школьных сообществ
300 школьных сообществ
было
стало
1 сезон конкурса «Школа Рыбаков Фонда»
5 300 участников
октябрь — декабрь 2020
1 200 школьных команд
3 месяца
46 практических заданий
74 000 000 ₽
756 партнеров
привлекли участники на развитие школьных инициатив
поддержали инициативы участников
> 10 000 постов
> 12 000 000 ₽
призовой фонд
114 команд успешно справились со всеми заданиями трех челленджей конкурса — «Формируем команду», «Собираем сообщество», «Привлекаем ресурсы» — и прошли в мегачеллендж, где должен был определиться обладатель гран-при в 1 млн рублей. Представителю каждой команды — но не сотруднику и не ученику школы — нужно было за 2 минуты рассказать другим участникам историю про свое сообщество: кто расскажет самую запоминающуюся историю, тот и принесет своей школе гран-при.
Праздничный финал транслировался в прямом эфире. Гран-при получила не одна, а сразу три школы
По 1 000 000 ₽ получили:
школа №221, г. Заречный, Пензенская область,
школа №43, станица Северская, Краснодарский край,
школа №32, г. Озерск, Челябинская область.
с хештегом #rsa_2020
История
Сергей Партин, предприниматель, участвует в сообществе школы №43 станицы Северская
В этом году мы переехали из большого уральского города в станицу в Краснодарском крае. От переезда больше всего пострадала старшая дочь: она потеряла друзей, потеряла те успехи, которые были в кружках, была понурая. И вот в начале ноября она говорит: «Пап, я записалась в "разновозрастный отряд". Нужна твоя помощь».
И мы пустились в плавание на два месяца. Мы стали формировать сообщество вокруг школы: выпускники, родители, предприниматели. И поняли, что хотим перезагрузить школу так, чтобы ученикам было интересно учиться, а учителям – преподавать. Мы обратили внимание на технологичность. Создали 15 экскурсий дополненной реальности по нашей станице. Это приложение, которое дети разработали при поддержке выпускников. Мы запустили краудфандинговую кампанию на платформе Planeta: скоро в нашей школе появится кабинет виртуальной реальности. Прокачали сообщество в ВК. Если получим гран-при – сделаем в школе трассу для беспилотников.
А что же дочь? Она стала вставать без будильника в школу, общаться с самыми активными учениками, и говорит: «Я теперь захожу к директору, сажусь с важным видом – и мы вместе рассуждаем о будущем школы».
Основатели Рыбаков Фонда Игорь и Екатерина Рыбаковы объявили, что приняли решение выделить не один, а три гран-при
Гранты по 50 000 рублей получили 20 финалистов в номинациях для самых активных учителей и учеников.

В конкурсе был отдельных челлендж для школьников-лидеров Rybakov Endowment Challenge. Участникам REC нужно было создать эндаумент в своей школе. 11-классники Тимур Шамсутдинов и Айнур Вафин из лицея-интерната №1 г. Альметьевска, Татарстан, собрали необходимые 1,5 млн рублей. По условиям конкурса, Рыбаков Фонд удвоил эту сумму — и у лицея появился свой эндаумент, а ребята получат стипендию в размере 120 000 рублей.

Кроме того, самые активные участники конкурса из Псковской области разделили призовой фонд в 350 000 рублей, который учредил предприниматель и филантроп Борис Жидовленков для школ своего родного региона.
⚡ Теперь в игре участвовали не только школы, но и организации среднего профессионального и дополнительного образования из любой точки мира! Главное — иметь лицензию и работать с детьми школьного возраста.

⚡ Меньше стресса, больше динамики: не 46 заданий, а 24, не 12 недель, а 8.
10 000 регистраций
2 300 образовательных организаций
29 стран мира
160 участников в самой большой команде
>15 000 000 ₽ призовой фонд
> 4 200 000 просмотров видео участников
с хештегом #rsa_2021 в TikTok
В новом сезоне задания направлены на вовлечение и поддержку семей, налаживание партнерства между семьей и школой. Мы учли опыт пандемии, когда на семью упала невиданная нагрузка по образованию и воспитанию. И конкурс «Школа Рыбаков Фонда» поможет внедрить в практику идею о том, что всей образовательной экосистеме стоит ориентироваться на интересы семьи.
Чат-бот Арни присылал участникам самые неожиданные задания, например, провести вечер в кругу семьи. Для этого мы специально придумали семейную игру →
«Семья — это место, откуда мы отправляемся в мир и куда возвращаемся. Это наш дом, „точка сборки", место, где мы любим и нас любят, принимают, где мы восстанавливаемся. Миссия семьи — взрастить и отпустить в мир автономную дееспособную личность, счастливого человека. Мы хотим и ставим цель, чтобы школа и вся образовательная среда поддерживали семью в реализации этой важной и такой непростой миссии, ориентировались на ее интересы и потребности»
Екатерина Рыбакова
президент, член совета и сооснователь Рыбаков Фонда
История
Регина Хабирова, школа №7, г. Туймазы, Республика Башкортостан
Арни, ты просто супер!!! Мы переиграли уже во все настольные игры, но ту игру которую предложил ты, у нас зашла на ура!!! Мы придумали эмоджи семьи, выбрали свою песню и многое другое.
Мы с мужем были очень удивлены некоторым ответам наших детей. А а какие смешные фокусы показывал наш младший???? Кстати, по ходу игры мы узнали некоторые тайны старших???? они так были вовлечены в игру, что сами даже не заметили, что рассказывают все как на духу. Нам так понравилась эта игра, что мы эти карточки отправили всем своим друзьям, а они в свою очередь своим.
Что дал конкурс нашей семье?
Это море впечатлений, мы еще больше сплотились со своей семьей при выполнении заданий. Восстановили отношения с родителями других учеников нашей школы.
Почти в два раза больше, чем в 1-м сезоне
#семьявфокусе
2 сезон конкурса «Школа Рыбаков Фонда»
118 команд прошли в мегачеллендж, который определит, кто возьмет гран-при в 1 млн рублей. Кроме того, 5 самых активных педагогов получат по 100 тысяч рублей, 10 учеников — по 50 тысяч рублей, а представители семей и выпускники — ноутбуки и айфоны.

Ждем финала! Смотрите прямую трансляцию 30 апреля в YouTube-канале Рыбаков Фонда! →
бумажные заявки






эксперты




отчеты и документы




«победители» и «проигравшие»







фильтры на вход
бумажные заявки










эксперты






отчеты и документы







«победители» и «проигравшие»











фильтры на вход
реальные практические задания от чат-бота, цель которых – сформировать школьное сообщество, найти партнеров и ресурсы, создать план развития школы


игровые баллы — кристаллы: чем больше баллов, тем больше призов и шанс на гран-при


публичность и прозрачность: обо всем, что происходит с ними в конкурсе, участники рассказывают в соцсетях


все участники прямо во время игры получают результат от своих усилий, запускают изменения в школах своими руками, находят друзей, взаимодействуют друг с другом — и это победа каждого


участвовать может любой, кто хочет сделать свою школу сильнее: представители администрации и учителя, ученики и их семьи, выпускники школы и партнеры.
Что сделали команды во время конкурса-игры?
Лицей №2, Красноярск

Какие замечательные места появились у нас в лицее благодаря выпускникам, родителям и ученикам.

Еще недавно обсуждали идею обмена книгами, и вот уже у нас на 3-м этаже появился шкаф для буккроссинга. Семья Артемьевых подарила лицею шкаф, Фролов Александр Николаевич его собрал, а ученицы 8 А класса Дубинина Диана и Тайфур Арина разрисовали, собрали книги и создали чудесный уголок для чтения.

А еще уютный подоконник, появившийся на 2-м этаже благодаря ученице 8А класса Ковылиной Анне и её маме Светлане Александровне Шатровой.
Лицей №44, Чебоксары

104! Именно столько писем мы разослали нашим потенциальным партнерам и помощникам в течение этой недели. Это была большая командная работа, объединившая всех членов школьного сообщества. Непростое задание научило четко ставить перед собой цели, формулировать запрос, видеть альтернативу. Кому и о чем мы писали? Вот лишь малая часть примеров:

Чувашский национальный музей — образовательные экскурсии с семьей

Республиканская организация «Кедровый край "Трак ен"» — посадка кедра учащимися и выпускниками лицея

Додо Пицца — розыгрыши среди участников школьного аукциона

Чебоксарский Камерный театр – обучение основам ораторского мастерства участников школьного проекта «Лицей ФМ»

Дизайн-студия Artbent — разработка дизайн-проекта коворкинг зоны в школе
Специальная школа №53, Новокузнецк

Участвуя в конкурсе @rybakovschoolaward, мы обратились к нашему партнеру ВТБ банк с просьбой о помощи в приобретении снаряжения для флорбола и пригласили их на дружеский матч — в рамках проекта по спонсированию поездки наших учащихся в Казань на соревнования для детей с ОВЗ.

10 апреля состоялся дружеский матч по Флорболу между учащимися нашей школы и представителями ВТБ банка. Победу одержала команда школы.

ВТБ банк подарил учащимся снаряжение для флорбола (клюшки).
Школа №1, Красногорск

Мы это сделали! #Changemakersday О том, как это было! Сегодня для 43 учеников 4–7х классов, учителей и родителей мы провели #ДеньМастерКлассов. Мы танцевали, посадили рассаду цветов для пришкольной территории, приготовили микропрепараты и научились работать с электронным микроскопом! Мы сделали пасхального зайчика и весёлые шарики-мордочки! Завершилась наша насыщенная программа — мастер-классом игры на гитаре! Огромное спасибо всем тем, кто сделал этот день ярким и насыщенным!
Информационно-экономический лицей, Новосибирск

Рыбаков Фонд на конкурсе подкидывает интересные задания).

На этой неделе нам нужно было собрать тусовку всех, кто не понаслышке знает, что такое растить школьника. Мы решили совместить приятное с полезным — собрать и детей, и родителей, и обсудить проблемы класса, и пообщаться, и поиграть, и поесть. Главное, что нам было нескучно!

Одной из целей нашей встречи было показать детям, что жизнь — это не только гаджеты и виртуальная реальность, что жизнь — это вот! вокруг нас, на расстоянии вытянутой руки! Это подтаявший снег, в котором весело барахтаться, это перетягивание каната, это командные игры. Это обжигающий чай, который можно охладить в снегу, это вкусный шашлык, это прежде всего живое общение!