Сообщества, созданные на ценностной платформе Рыбаков Фонда, ситуативно сложились в форматы взаимодействия, которые затем получили теоретическое подтверждение в авторитетных педагогических теориях и вылились в концепцию живого образования.
Живое образование — инновационный формат обучения, который ставит в центр внимания не просто передачу знаний, а создание динамичной, интерактивной и актуальной среды обучения, которая отвечает на вызовы будущего.
В основе инициатив Рыбаков Фонда — концепция живого образования
10 элементов живого образования в экосистеме Рыбаков Фонда
Проактивность: в сообщество приходит человек с осознанным запросом на изменение и берет ответственность за свое образование (Джек Мезиров, парадигма конструктивизма)
Форматы взаимодействия формируются в ответ на запросы участников (Кэн Робинсон, Grassroots education)
Сообщество — это горизонталь. Здесь нет разделения на тех, кто учит и кто учится (Теория критической педагогики Паулу Фрейре)
Образовательная среда. Само окружение оказывает трансформирующее влияние на человека (Антон Макаренко, Лев Выготский, Жан Пиаже, Джон Дьюи)
Ролевые модели: моделирование практик успешных людей и присвоение их себе через реальный опыт (теория ситуативности Етьена Венгера, Джек Мезиров)
Структура сообществ. Лидеры малых групп — фасилитаторы (Теория критической педагогики Паулу Фрейре)
Новые роли в сообществе. Каждый получает доступ к социальному лифту и может влиять на сообщество и мир на новых уровнях (Парадигма ситуативности)
В сообществе у каждого растет сила и осознание своей влиятельности. Отсюда каждый чувствует ответственность за развитие сообщества (Теория критической педагогики, Паулу Фрейре)
Сверхцель: чтобы участники меняли свою жизнь и мир вокруг (Теория критической педагогики, Паулу Фрейе)
Сотрудничество разных сообществ: они обогащают друг друга (Барбара Рогофф, воспитание коллективом. Community of learners )